Когда у твоей женщины усы пышнее твоих: гарем на картинах и в реальности


Персидский шах Насер ад-Дин получил свою первую фотокамеру в 11 лет из рук императрицы Виктории лично. С тех пор фотографирование стало его любимейшим хобби, обгоняя даже неуемную страсть к женщинам. А уж с ними он себя не сдерживал: у монарха, который правил почти полвека и дожил до 64, был гарем с сотней наложниц, прекраснейших женщин со всей Персии.

И обе эти страсти были просто обязаны встретиться.

Так Его Величество воспользовался своей баснословной властью и нарушил табу собственной страны — начал создавать изображения людей. Да еще и женщин. Да еще и с открытыми лицами и телами. Да еще и красоток, от которых потерял бы рассудок любой перс.



Вот только стандарты красоты тогда были другими, и самые сладострастные и полные неги наложницы шаха оказались совсем не такими, какими их рисовали в воображении и на холсте европейские художники. Вот, к примеру, любимая жена правителя, Анис аль-Долех. Настоящая Венера своей эпохи.


Романтических фантазеров, обожающих Байрона и грезящих о юных и нежных как фиалки одалисках, ждал бы настоящий удар. Но шах, судя по всему, души не чаял в своих любовницах.

Даже если у них были усики. Особенно если у них были усики!




Насер ад-Дин Шах собственной персоной.

Насер ад-Дин Шах с гаремом



Здание гарема в шахском дворце. Сейчас здесь музей.




Обратите внимание на эти платья, похожие на пачки балерин. Сходство не случайно. В 1873 году Насер ад-Дин Шах наведался с дипломатическим визитом в Санкт-Петербург и, посетив балет, был очарован. Костюмы балерин казались ему невероятно эротичными (и не ему одному). Разве что русские танцовщицы на взгляд шаха выглядели какими-то хилыми, неспелыми и недокормленными. Вернувшись в свой дворец, он приказал пошить своим поистине красивым женам достойные их наряды, как у балерин. Жены на фото выглядят слегка недовольными: «Опять Насер ад-Дин учудил».


Но в нашем сознании гарем все равно останется местом, полным неги, невинного сладострастия и изящных красоток без усов.

Но самая лучшая часть всей истории заключается в том, что это — редкая в своей правдоподобности мистификация. На самом деле, все представленные здесь персонажи — действительно жены шаха из его гарема, но не настоящие, а сыгранные его придворными актерами на комедийных представлениях (даже ноги ради такого дела побрили!). Особенно веселит то, что вокруг него сложилась полноценная псевдоистория: можно найти подробности жизни в этом «гареме», массу убедительных деталей и головокружительных рассказов, вроде посещения шахом Большого театра (которое действительно было), где он почерпнул наряды для усатых наложниц (которых не было).