Целоваться запрещено: история секса в древней Японии


Япония — страна противоречий и контрастов, раскрепощенная и целомудренная. Прожив под «железным занавесом», в искусственной изоляции, около 250 лет, японцы сформировали собственное отношение к сексу, во многом непонятное «гайдзину» — не-японцу.

Запретный поцелуй

Чтобы проиллюстрировать двойственность отношения японцев ко всему сексуальному,расскажем забавную историю, которая произошла в 30-е годы прошлого века. В Японии проходила выставка, на которую привезли ценный экспонат — скульптуру Родена«Поцелуй». Обнаженная мраморная пара переплетается в страстном объятии, их уста соединяются…



Вот это-то и смутило японцев. Нет, не нагота каменных любовников и даже не их откровенное объятие. Именно поцелуй вызвал негодование и шок у принимающей стороны. Японцы предложили организаторам прикрыть «срамоту», чтобы не смущать приличных граждан Страны восходящего солнца. Конечно, согласия на это никто не дал,и японцы так и не полюбовались на шедевр французского скульптора.

После того, как самоизоляция Японии закончилась,в Страну восходящего солнца хлынул поток европейской литературы. Переводчики столкнулись с непростой задачей — перевести непереводимое. Например, слово«поцелуй». Нет, в японском языке оно, безусловно, было,но носило не игривый или эротический характер, сколько с оттенком пошлости и грубости. Например, в одном из текстов фраза «сорвать поцелуй с ваших губ» была стыдливо переведена как «лизнуть ваши губы». Даже сейчас в японских фильмах или аниме вы редко услышите японский аналог слова «поцелуй», всё чаще будет попадаться привычное уху английское kiss, слегка фонетически измененное на японский манер.

Секс и религия



Японская религиозная система всегда была доброжелательно настроена к сексу как таковому. Запрет на поцелуи был одним из немногих, которые накладывали на японцев. Традиционная японская религия, синтоизм, интимную жизнь супругов почти не ограничивала. Хотя определенные рекомендации мужу и жене все-таки давались. Например, супругам рекомендовали ложиться головами на запад, а знаменитый писатель эротических рассказов Ихари Сайкаку (запомните это имя!) неодобрительно отзывался о муже и жене, у которых «спальные циновки… оказываются в беспорядке, несмотря на то,что минувшая ночь проходила под знаком Крысы».

В XVII веке конфуцианство стало главной идеологией Японии. Буддизм — самое аскетичное из представленных учений — и тот был в Японии куда свободнее, чем во многих других странах.

Трудности семейного секса



В начале XVII века Японию объединили под властью сёгунов (знати) династии Токугава,главой которых был Минамото Токугава но-Иэясу. Как любой новый правитель, Токугава принялся менять страну «к лучшему». Именно сёгуны закрыли Японию от внешнего мира на долгие два с половиной века. Сначала Токугава изгнал из страны всех иностранцев,а самим японцам, под страхом смертной казни, запретил покидать родину.

Токугава поставил себе целью «поднять Японию с колен» и возродить «традиционные ценности», а потому ограничений было хоть отбавляй, в том числе касающихся интимной жизни. В первую очередь, сословных границ. Токугава был яростным поборником конфуцианских ценностей, а потому запретил браки не только между свободными и рабами(они и до этого были под запретом), между «подлыми» и «добрыми» (приближенными к императору) сословиями, но и между разными категориями «подлых». Запретили добрачную половую жизнь, а если после свадьбы обнаруживалось, что невеста была уже«не девушкой», брак расторгался. Минимальный брачный возраст для юношей составлял 15 лет, а для девушек — 13.

Представителям высшего сословия можно было иметь наложниц, но только с согласия жены. Хотя институт наложниц в Японии не прижился, это не мешало японцам-мужчинам развлекаться на стороне, а вот если они заставали свою жену с любовником, то могли расправиться с обоими без суда и следствия.



Токугава изменил и логистику продажной любви. Он выделил на окраинах городов специальные районы, где можно было торговать собой. Эти районы обносили высокими стенами и тщательно охраняли.

Продажная любовь



В XIII веке влиятельный японец Ходзё Сигэтоки написал книгу «Послание учителя Гокуракудзи», которую адресовал своему внуку. Там он описал то, что, по его мнению,должен делать достойный мужчина воинского сословия. Были там и такие строки:

«Общаясь с продажными женщинами и танцовщицами, не думай, что если они таковы,то можно позволять себе вольности и разговаривать с ними чересчур фамильярно. Веди себя и говори с ними просто. Заходя слишком далеко, ты можешь оскандалиться. Выбирай себе одну из нескольких продажных женщин, бери ту, которая непривлекательна и не слишком хорошо одета. Мужчина полюбит красивую девушку, а некрасивая останется без партнера. Более того, если ты выберешь некрасивую девушку, то сердце твое не будет задето, поскольку это будет всего лишь на одну ночь. А она, наверное,тоже получит удовольствие».



В Японии начала XVII века, в городах Киото, Эдо и Осака была широко распространена мужская и женская проституция. Одним из крупнейших районов «красных фонарей» считался токийский Ёсивара эпохи Эдо. Он и был создан сёгунатом как своеобразное«гетто» для запретных развлечений. В Ёсивару попадали обычно на лодках — Ёсивару окружало около 50 причалов.
Выбрать заведение по вкусу японцу было несложно: передняя стенка домов свиданий была в форме открытой решетки, через которую было легко видно женщин. Дорогие женщины сидели за вертикальными решетками, а дешевые — за горизонтальными, а самые лучшие куртизанки, ойран, и вовсе были скрыты от глаз посторонних.



В 1893 году в районе проживало более 9000 женщин. Многие страдали от сифилиса,умирали от венерических заболеваний или неудачных абортов. Родители часто продавали девочек в бордели в возрасте от семи до двенадцати лет. Если малюткам «везло», они становились ученицами успешной куртизанки. Хотя контракт с борделем, чаще всего,заключался на 5−10 лет, за огромные долги девушек порой держали в публичном доме всю жизнь.




Иногда контракт на проститутку мог выкупить богатый мужчина и сделать своей женой или наложницей, но такие случаи встречались редко. Чаще женщины просто умирали от болезней или в родах.

Известно около 8 категорий проституток: от самых недорогих юдзё до куртизанок таю и ойран.

Однополая любовь достойна самурая



Расцвет гомосексуальности в Японии пришелся на конец XVIII века: стали появляться трактаты, довольно подробно рассуждающие об эстетической и этической сторонах этого явления. Раньше «мужские дома» могли легко соседствовать с храмами. Во времена сёгуната с явлением жестоко боролись, но тогда «продажные мужчины» прикидывались торговцами благовониями и свободно посещали богатые дома, предлагая свой товар и себя.

Гневно осуждались японские гомосексуалы только приезжими христианами. До поры до времени интимные отношениями между мужчинами — обычно между монахами или самураями — не обсуждались во всеуслышание, но уже к XVII—XVIII вв.еку отношение к гомосексуальности стало вполне однозначным. Она, если не приравнивалась к добродетели, то считалась явлением обычным.





При одном условии. Мужчины должны искренне любить друг друга, а не просто таким образом удовлетворять свою похоть. Ямамото Цунэтомо, бывший самурай и автор книги«Сокрытое в листве», ставшей кодексом чести японских воинов, писал, что «Подросток без старшего любовника — все равно, что женщина без мужа… <…> Мы отдаем свои чувства только одному человеку на всю жизнь. Молодой человек должен проверять старшего в течение, по крайней мере, пяти лет. Если за это время он ни разу не усомнился в его хороших намерениях, тогда он может ответить ему взаимностью». Он также писал: «Отдавать свою жизнь во имя другого человека — вот основной принцип мужеложства. Если он не соблюдается, то это позорное занятие».

Влюбленные самураи нередко обменивались обетами верности, в том числе в письменной форме. Сохранился документ 1542 года, в котором некий Такэда Сингэн (в будущем — великий воин и полководец) клялся в верности шестнадцатилетнему любовнику. «Поскольку я хочу сблизиться с тобой, отныне, если у тебя будут какие-нибудь сомнения на этот счет,я хочу, чтобы ты понял, что я не собираюсь повредить тебе. Если я когда-нибудь нарушу эти обещания, пусть меня постигнет божественная кара».

Вот такая — Япония. Двойственная, необычная, непривычная глазу и пониманию европейца,но все невероятно интересная и притягательная. Если вам хочется лучше познакомиться с классикой японской эротической литературы — поверь, это стоит прочитать хоть раз! — то запомни имя — Ихара Сайкаку. Японский писатель, живший в XVII веке, много своих работ посвятил интимной стороне жизни. В частности, он написал новеллу «Пять женщин,предавшихся любви» и эротическую гомосексуальную повесть «Повесть о Гэнгобэе, много либившем».